Астрономы обнаружили "невесомую" планету

Наука
15.09.06, Пт, 21:22, Мск

Версия для КПК

Астрономы обнаружили у далекой звезды в высшей степени необычную «невесомую» планету. Любопытно, что открытие было совершено при помощи сети недорогих «любительских» телескопов.

Читайте также:

• "Система" приобрела телеканал "Звезда"?
Новая планета НАТ-Р-1 обращается вокруг одной из компонент двойной звезды, расположенной на расстоянии 450 световых лет от нас в южном созвездии Ящерицы.

«Вероятно, речь идет о совершенно новом классе планет, - заявил Гаспар Бакос (Gaspar Bakos), руководитель группы.

Планета в 1,38 раза превосходит по диаметру Юпитер, однако ее масса – в два раза меньше чем у него.

«Средняя плотность вещества планеты – в четыре раза меньше плотности воды», - пояснил суть открытия Бакос.

Звезда, вокруг которой обращается предельно необычная планета, является компонентом двойной звездной системы ADS 16402 и различима в обычный бинокль. Расстояние между двумя звездами составляет примерно 1500 астрономических единиц. По своим физическим характеристикам она похожа на Солнце, однако несколько моложе – ее возраст оценивается примерно в 3,6 млрд. лет. Соответствующая оценка возраста Солнца в настоящее время составляет 4,5 млрд. лет.

Несмотря на свою уникально низкую плотность, объяснить которую с использованием существующих моделей чрезвычайно сложно, НАТ-Р-1 – не единственная «легкая» планета, обнаруженная в иной системе. Уже первая из обнаруженных транзитным методом планет, HD 209458, оказалась примерно на 20% больше по размеру, чем предсказывалось теорией. У НАТ-Р-1 этот показатель составляет 24%.

«Из одиннадцати известных на сегодняшний день транзитных планет не одна, но уже две существенно больше по размерам и имеют заметно меньшую плотность, чем это предсказывается теорией, - считает один из авторов исследования, Роберт Нойес (Robert Noyes) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра. – Это не дает нам оснований отбросить странный результат HD 209458, объяснив его ошибкой измерений. Новое открытие заставляет предположить, что что-то не в порядке с существующей теорией образования планет».