Остров стабильности пополнился новым сверхтяжелым элементом

Наука
18.10.06, Ср, 12:34, Мск

Версия для КПК

Ученые из Института объединенных ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ) в сотрудничестве с коллегами из лаборатории им. Лоуренса в Ливерморе (США) на российском циклотроне У-400 синтезировали элемент 118 Периодической таблицы Менделеева.

Читайте также:

• GRID-технологии: от науки к образованию
  • Путин поздравил ОИЯИ с 50-летием
  • Россия поможет ЮАР в ядерной энергетике
  • В Дубне создается "оазис науки будущего"

В экспериментах, проведенных на ускорителе в Дубне в феврале-июне 2005 года, удалось зафиксировать цепочку ядерных распадов с образованием другого сверхтяжелого элемента с атомным номером 116, который возникает в результате альфа-распада 118 элемента. Результаты этой работы будут опубликованы в октябрьском номере журнала Physical Review C, сообщает PhysOrg.

Сообщение об открытии 118 элемента уже появлялось в научной печати. Еще в 1999 году исследователи из американской национальной лаборатории в Беркли сообщили об этом открытии, но потом выяснилось, что они поспешили с выводами, поскольку дальнейшие эксперименты не смогли подтвердить их результаты. Более того, оказалось, что экспериментальные данные о синтезе трех атомов 118-го элемента были сфальсифицированы одним из главных участников проекта.

В нынешнем эксперименте в ОИЯИ в лаборатории ядерных реакций под руководством Юрия Оганесяна было также получено всего три атома в результате бомбардировки ионами кальция мишени из атомов калифорния. Новый 118-й элемент по своим химическим свойствам является благородным газом и может быть помещен в восьмую группу периодической системы элементов непосредственно под радоном. Имени для нового элемента пока не придумали. По традиции, его «неофициальное» название – ununoctium (118-й). Как сообщает «Российская газета», Международный союз по чистой и прикладной химии, скорее всего, отдаст приоритет российским ученым и удовлетворит их заявку назвать 118-й элемент периодической системы "Московием".

Обе группы ученых - в Дубне и в Ливерморе - много лет работают над синтезом сверхтяжелых элементов. Совместными усилиями им удалось синтезировать 5 новых элементов (с номерами 113, 114, 115, 116 и 118), которые образуют так называемый остров стабильности, предсказанный теоретиками еще в 70-е годы прошлого века. Тогда ученые предсказали, что, несмотря на общую тенденцию к росту неустойчивости ядер по мере увеличения общего количества протонов и нейтронов в ядрах, должны существовать изотопы, которые распадаются медленнее других сверхтяжелых ядер.

Синтез элемента 116 в 2001 году окончательно подтвердил эту гипотезу, а нынешний результат расширил границы острова стабильности. Однако ученые считают, что на острове стабильности должны быть и другие элементы. На 2007 год запланирована серия экспериментов по бомбардировке плутониевой мишени изотопами железа. Физики рассчитывают получить при этом элемент с номером 120. Ученые намерены продолжать эксперименты до тех пор, пока не найдут все элементы, принадлежащие к острову стабильности.

В портфель Обсудить Распечатать Переслать новость