Международная "перепись микробов" выявила миллионы новых видов

Ученые из морской биологической лаборатории в Вудс-Холе (США) обнаружили, что разнообразие морских микроорганизмов намного больше, чем считалось ранее, сообщает PhysOrg.

По словам Митчелла Соджина (Mitchell Sogin), одного из участников исследования, в настоящее время описано всего 5 тыс. видов микробов и это лишь малая толика того реального многообразия микроскопических созданий, которое населяет глубины мирового океана. В ходе последних исследований, проводимых в рамках программы «Международной переписи морских микробов», только в одном литре морской воды может быть обнаружено более 20 тыс. штаммов, хотя ожидалось, что их будет не более 1-3 тыс. Простая экстраполяция показывает, что моря и океаны могут населять 5-10 млн. видов микроорганизмов.

Для исследований были отобраны пробы воды объемом всего по 1 литру из разных районов мирового океана. Для анализа проб использовался новый экспериментальный метод изучения микроорганизмов, при котором у них сравнивали небольшие видоспецифичные участки ДНК, называемые «метками последовательностей». Этот метод намного проще и быстрее, чем обычный, при котором воспроизводится ген целиком или большой участок ДНК (с использованием так называемой «полимеразной цепной реакции», ПЦР - polymerase chain reaction, PCR).

Выяснилось, что хотя доминирует небольшое число видов, реальное разнообразие микробов, с учетом редких видов, огромно. Микробы не всегда представляют опасность для человека. На самом деле, их экологическая роль огромна и многообразна. Долгое время (80% периода развития биосферы Земли) они были единственной формой жизни на планете. Именно микробы предопределили современную структуру биосферы Земли и создали условия для жизни других организмов. В условиях современного глобального изменения климата те микробы, которые сейчас обычны, могут стать редкими, и наоборот – редкие массовыми. Каковы будут последствия такой смены ролей, пока неясно и соответствующие исследования действительно стоят новых усилий и затрат.